На какие машины можно установить фаркоп
Фаркоп разрешено устанавливать только на те автомобили, в конструкции которых производитель предусмотрел такую возможность. а само прицепное устройство имеет сертификат соответствия и подходит именно для вашей модели автомобиля. Это можно проверить в руководстве по эксплуатации или в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС) — документ доступен на сайте Росстандарта.
Если в документации нет информации о допустимости установки прицепного устройства, монтаж будет считаться изменением конструкции.
Тип установки
Фаркопы делятся на два основных типа — съемные и стационарные. Съемные удобны тем, что их можно быстро установить или снять без применения специальных инструментов. Стационарные же крепятся болтами либо привариваются к раме, обеспечивая максимальную надежность.
Для тех, кто ценит комфорт и гибкость, существуют современные модели с регулировкой высоты — вручную или с помощью электропривода. Такой вариант позволяет адаптировать сцепное устройство под разные прицепы и условия эксплуатации.

Когда регистрация фаркопа обязательна
Регистрация фаркопа необходима, если заводом-изготовителем не предусмотрена возможность его установки. Это особенно актуально для некоторых китайских автомобилей: у многих моделей в ОТТС отсутствуют сведения о допустимости буксировки, и установка тягово-сцепного устройства (ТСУ) без согласования ГИБДД будет считаться незаконным вмешательством в конструкцию.
Как узаконить фаркоп
Первым шагом станет обращение в аккредитованную организацию, проводящую техническую экспертизу. Убедитесь, что она входит в реестр органов Евразийского экономического союза.
Для получения заключения эксперты запросят:
сертификат, подтверждающий, что фаркоп соответствует требованиям ТР ТС;
документы, подтверждающие совместимость устройства с конкретной маркой и моделью автомобиля.
При соблюдении всех условий выдается заключение предварительной технической экспертизы,с которым можно переходить к следующему этапу.
После получения заключения от необходимо обратиться в ГИБДД с заявлением, паспортом и заключением экспертизы. Затем установить фаркоп. После монтажа аккредитованная организация проводит повторную проверку и выдает протокол. С ним снова идут в ГИБДД, где инспекторы осматривают авто, проверяют документы и выдают свидетельство о соответствии. На финальном этапе вносятся изменения в ПТС, и владелец получает новое СТС.
Из-за нехватки аккредитованных лабораторий МВД, Минпромторг и Минэкономразвития ввели дистанционную схему согласования изменений в конструкции автомобиля. В некоторых регионах сервисы с разрешением от лабораторий устанавливают оборудование, фиксируют процесс на фото и видео и передают данные на проверку. Этапы в ГИБДД остаются стандартными.
Какая категория прав нужна для автомобиля с фаркопом
Сам по себе фаркоп не требует открытия дополнительной категории в водительских правах. Если вы управляете легковым автомобилем, достаточно категории B. Однако необходимость получения категории BE возникает при буксировке прицепа — но только в определённых случаях.
Согласно пункту 1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения», вы можете управлять легковым автомобилем с прицепом, имея только отметку B, если:
- масса прицепа не превышает 750 кг;
- либо прицеп тяжелее 750 кг, но его масса меньше, чем у автомобиля без нагрузки, а суммарный вес сцепки не превышает 3,5 тонны.
Если хотя бы одно из этих условий нарушается — потребуется права с отметкой BE.

Чем опасна эксплуатация авто с незарегистрированным ТСУ
Если фаркоп предусмотрен производителем и имеет сертификат, регистрация не требуется. В остальных случаях такая установка приравнивается к внесению изменений в конструкцию автомобиля, за что предусмотрен штраф в 500 рублей и возможное прекращение регистрации транспортного средства. Подробнее на сайте